Главная \ Искусство \ Исчезнувшая картинная галлерея \ Поиск исчезнувшей картинной галереи - 2

ВЫЗВОЛЕННАЯ ИЗ НЕБЫТИЯ

 

1345018287_89655485__4675592_79674380_4675592_3a54454b3a7a (668x60, 23Kb)

 

 

ПОИСК ИСЧЕЗНУВШЕЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

Часть вторая 

Хронология событий. 
Фрагменты деловой и частной переписки.
Комментарий.

 

 4675592_79672018_4675592_bar__kopiya (298x69, 5Kb) 

 

Усольская Картинная галерея

должна принадлежать Усолью!

  

Двадцать первый век не сможет превзойти своих предшественников, по количеству и ценности находок изобразительного искусства. В этом веке, музейные фонды пополняются за счет создания произведений искусства. Находки станут событием уникальным, привлекая пристальное внимание.

  

 Зачем подлинную историю подменяют легендой

Иркутское ИА «Телеинформ» 15.08.12. опубликовало сообщение, поступившее от пресс-службы Иркутского областного Художественного музея имени Сукачева (ИОХМ), которая сообщила, что в музей поступили десять картин ленинградских живописцев. Названы имена десяти известнейших, уже «ушедших» художников. Первая мысль, «Невероятно! Почему же так буднично об этом сообщается» - всего десять строк. Эта находка, не только большая, но огромная удача. Отрадно и то, что поступившие в музей полотна сразу попали в руки реставраторов и научных работников. Однако, спустя всего лишь полтора месяца со дня публикации о находке картин они уже были готовы к экспозиции?! Быстрота проведения научной подготовки картин вызывает недоумение и множество вопросов. 

Прежде всего, привлекает внимание следующий факт. О появлении картин в музее пресс-служба сообщила 15 августа. Как правило, о поступлении экспонатов в музей сообщается уже после первого их осмотра. В тексте, за полтора месяца до открытия выставки сказано: «Сейчас специалисты занимаются научно-реставрационной подготовкой картин», тем не менее, к моменту публикации «специалисты» уже установили авторов всех картин. А это, не такая простая задача. Как известно, подпись художника на картине – неразборчива и на ее идентификацию иногда уходят годы. 

 Еще, более невероятно, что установлены названия картин. В публикациях о творчестве художников и в их биографиях эти картины не упоминаются. Смущает еще одна фраза: «Картины, на которых изображено прошлое и настоящее Сибири, были написаны художниками в 1970-х годах». Обтекаемое «в 1970-х годах», указывает на разные годы десятилетия, но все картины написаны в 1973 году. К чему этот туман?

Когда у частного лица или организации неожиданно появляются предметы роскоши, владельцы должны быть готовы к «неудобному» вопросу: «а где вы это взяли?». Каждая вещь имеет свою подлинную историю, но когда у нового владельца есть повод скрыть историю вещей, он создает, как правило, примитивную  легенду: «нашел»; «подарили»; «наследство бабушки». 

Попытаемся найти в публикации ответ на «неудобный» вопрос: «а где музей взял»? Четкого ответа нет. В музей картины «поступили». Видимо, некто сам принес или привез картины в музей, то есть - «подарил» их. Есть ответ и на вопрос: «кто подарил»: «полотна хранились на нескольких предприятиях Усолья-Сибирского». Странно, но«предприятия», сделавшие роскошный подарок музею, дирекцией не названы, хотя по праву заслуживают благодарности. Чем объяснить сокрытие дирекцией дарителей?

Скудную информацию в СМИ представила дирекция ИОХМ - десять строк недосказанности и лукавства. Казалось бы, о том, что в областной Художественный  музей «поступило» десять живописных полотен общей площадью около 350 м.тема не для информационного агентства, а для ведущих не только региональных, но и республиканских газет. Что скрывается за чрезмерной скромностью дирекции? Незнание ею истории картин? Исключено! Зачем же тогда подлинную историю подменять легендой? Похоже на расчет, что умолчав обо  всех прикосновенных к подлинной истории картин, и создав легенду их "поступления" в музей, дирекция надеялась предстать их единственным «спасителем» и, следовательно, легитимным владельцем. 

Чтобы дать Вам представление о ценности картин, предлагаю их репродукции. Сожалею, что они ч/б, но директор ИОХМ Зубрий Е.С. не реагировала на мои многократные просьбы прислать цветные электронные файлы картин. Уже работая над «Открытым письмом», с аналогичной просьбой я обратился к региональному министру культуры В.В. Барышникову - результат «налицо». И министр, и директор, по-видимому, забыли о  Вашем конституционном праве на получение полной информации (Конституция РФ -  ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55; УК РФ – ст. 140). 

 

4675592_clip_1 (341x238, 76Kb)

  «Ермак», Кабачек Л.В., 1973, 156 х 204, х.м.

 

4675592_clip_2 (341x238, 62Kb)

 «Землепроходцы», Тулин Ю.Н., 1973, 149 х 200, х.м. 

Подлинная, но очень грустная история

Несколько слов об истории вопроса, к которому я имел некоторое отношение. Десять замечательных ленинградских художников выполняя волю заказчика, создали коллекцию картин, пунктирно отображавшую историю Сибири от покорения ее Ермаком, до создания Усолье-Сибирского химкомбината, заказавшего для строящегося Дворца культуры Усольскую Картинную галерею (УКГ). Но ей так и не довелось занять свое место во ДК. Там, где она хранились, в ожидании вернисажа, произошел разрыв отопительной системы, и картины попали под горячий «душ». Акт Комиссии засвидетельствовал «гибель» УКГ. Шло время - горечь утраты сменилась мраком забвения. 

Прошло сорок лет. О трагедии, с УКГ я не знал, поскольку уже жил в другом регионе. Год назад, услышав, что будто бы, в Усолье-Сибирском нет, и никогда не было, картинной галереи, решил выяснить, что с ней случилось. Я писал, что она была. Но мне не верили. Лишь опубликовав 04.11.2011, на сайте «Карета в прошлое» рассказ о ее создании и ч/б репродукции картин, я доказал, что галерея это не миф. 

На сайте Usolie.info 12.11.2011 коротко рассказали о Галерее, дав ссылку на мой сайт и e-mail– «лед тронулся». Стали поступать сообщения, что кто-то, когда-то видел «такие, или похожие на них, картины». Только городская власть ни как не проявляла себя. Во второй половине января 2012 года, я выразил недоумение по поводу их молчания и попросил по факту исчезновения картин подключить к расследованию городскую Прокуратуру.

Спустя месяц получил ответ, что картины найдены, но некоторые из них в очень плачевном состоянии. 

 4675592_79672874_large_4675592_Malcev_E_D__Protopop_Avvakum__ (395x291, 83Kb)


«Протопоп Аввакум», Мальцев Е.Д., 1973, 160 х 200, х.м
 

4675592_79674120_4675592_Milnikov_A_A__Kandalami_zvenya__kopiya (395x291, 81Kb)

«Кандалами звеня», Мыльников А.А., 1973, 150 х 200, х.м.

Весьма кратко, изложу взаимоотношения за этот период с Иркутским областным Художественным музеем, получившим «подарок» от мифических предприятий. Первое письмо в его адрес было отправлено 24.10.2011. Следом еще три. Сообщил музейщикам имена авторов картин. Получал скупые и незаинтересованные ответы. На письмо от 31.10.2011 его уже не последовало. 6.11.2011 сообщил дирекции адрес сайта и попросил их оставить в комментариях к статье: «профессиональное мнение о значимости» галереи. Ни ответом на письмо, ни комментарием дирекция себя не удосужила. Их молчание я понял, как  отсутствие интересна к картинам. О них они не вспоминали семь месяцев, до 31.05.12.

+

 В феврале 2011 Администрация города сообщила, что картины идентичные репродукциям на сайте, найдены. Спустя некоторое время, усольский фотокорреспондент прислал фото одной из четырех особенно пострадавших картины. «Наступив на горло» оскорбленному самолюбию, я 10.04.2012 послал в ИОХМ письмо «со слезной» просьбой отправить в Усолье специалиста реставратора, чтобы он профессионально оценил ущерб нанесенный картинам временем и небрежным хранением. Закончил словами: «Картины вопиют о спасении». Даже эта патетическая фраза не тронула черствых сердец хранителей произведений изобразительного искусства. Галерея принадлежала «дяде», и их не волновало, о чем она там «вопиет». 

 Уже четыре месяца власть города, и дирекция ИОХМ проявляли полнейшее равнодушие к картинам, остро нуждавшимся в консервации и реставрации. Четыре из них все еще были «распяты» на батареях центрального отопления в подвалах Дворца культуры. Находясь в шести тысячах километров от картин трудно было радикально переломить ситуацию, особенно если чиновники или не отвечают на письма, или, ты спрашиваешь их «про Фому», а они отвечают тебе «про Ерему». Наконец, разработал комбинацию, реализация которой позволила бы передать картины реставраторам. Строилась она на том, что чиновники исстари боятся «личной ответственности», но любят «хапнуть на халяву».

Напомнил главе Администрации Фортунову А.В. и начальнику отдела культуры Полубесовой Н.Ю. об их личной ответственности за состояние УКГ. Предупредил, что об их бездействии сообщу по вертикали власти. Написал письмо, бывшей в то время региональным министром культуры, В.И. Кутищевой. Сообщил ей об отношении к УКГ, названных лиц и директора ИОХМ Зубрий Е.С. Спустя некоторое время, Фортунов А.В. сообщил мне, что готов передать картины в музей. Янемедленно, написал об этом в дирекцию ИОХМ, понимая, что от «халявы» она не откажется. Через двадцать дней специалисты уже приступили к реставрации картин, а через три месяца картины, потерявшие за сорок лет и лоск, и «лицо» - обрели свое первозданное состояние. «Игра стоила свеч!».

 

4675592_clip_5 (339x239, 74Kb)/4675592_79681404_large_4675592_Korneev_B_V_19_noyabrya_1917_goda_v_Irkutske__kopiya_1_ (390x290, 91Kb)

«19.11.1917 г. в Иркутске», Корнеев Б.В., 1973, 159,5 х200, х.м.

«Колчаковщина», Николаев Я.С., 1973, 120 х 180, х. м.

«Колчаковщина», Николаев Я.С., 1973, 120 х 180, х.м.

Подведу краткий итог тому, как проходилпоиск картин. К моменту моего обращения к этой теме все картины еще существовали. Были они в разных местах и в разном физическом состоянии. Но они уже были полотнами неизвестных авторов. И, естественно, не являлись Картинной галереей. Владельцы считали их работами местных, уже забытых художников. Поэтому и отношение к картинам было соответственное, хранились они в кладовках с имуществом «отслужившим свое». Неминуемо приближалось физическое исчезновение картин. Четыре картины уже стали терять живописный слой. У одной из них потери составили 30%. Картины неудержимо исчезали от саморазрушения.

В любой момент могли исчезнуть и картины, которые находились в удовлетворительном состоянии. Они могли оказаться «на помойке» если бы вдруг «владельцу» понадобилось место в кладовке для хранения других, «более ценных» вещей. Или, делая ремонт, он мог провести перепланировку и ликвидировать кладовку, где хранилась картина. При переезде на новое место, как известно, «переезд равен двум пожарам», с собой берут только самое ценное. Список ситуаций, когда картины находящиеся в удовлетворительном состоянии могли исчезнуть «в мгновение ока», можно продолжить.  

 

4675592_clip_8 (331x229, 54Kb)/4675592_79706598_large_4675592_Podlyasskyi_U_S_Angara__kopiya (390x290, 77Kb)
«Ангара», Подлясский Ю.С., 1973, 155,3 х 199,5, х.м.

       4675592_clip_7 (341x229, 70Kb)/4675592_79705501_large_4675592_7__Baikal__Cvetet_cheremyha__Zagonek_V_F__1___ (390x290, 97Kb)

«Байкал». Загонек В.Ф. 1973, 159,5 х 200, х.м.

 Таким образом, к началу поиска память о Картинной галерее уже исчезла. Живописные полотна еще существовали, но за прошедшие десятилетия память об их прошлом окутал мрак небытия. Исчезла память и об авторах картин, и о том, что некогда они составляли коллекцию, имевшую имя собственное.

В итоге, найдены и спасены полотна, находившиеся на грани физической гибели, картинам возвращены имена авторов их создавших, возрождена память о них как о коллекции, и было восстановлено имя собственное: Усольская Картинная галерея. Благодаря реставраторам, картины обрели свое подлинное лицо. Но, уже возникла новая проблема. Несмотря на то, что картины отреставрированы за счет регионального министерства культуры, дирекция ИОХМ заявила на них ничем не мотивированные права. 

 

Что нужно делать, чтобы Золушка стала Принцессой. 

Увы, драматическая страница в истории Картинной галереи не закрыта. Исчезнув из памяти двух поколений, она спустя сорок лет, благодаря подвижническому труду реставраторов, как Феникс, возродилась в новом сиянии. О том же, что ее ждет, в обозримом будущем, могу лишь предполагать. Как только картины оказались в стенах ИОХМ, дирекция, между мною и Картинной галереей, с грохотом опустила «железный занавес», а  информацию о ней «посоветовала» получать на сайте музея. Но там, до сего дня, о картинах не появилось ни единого слова. 

Поэтому мои предположения основываются на скудной информации, которая просочилась в СМИ, и которую я получил из официальных писем чиновников разного уровня. Увы, Картинная галерея снова Золушка, но не в лохмотьях, а в парчовом платье. Поэтому, я верю, что картины не попадут под «горячий или холодный душ». Верю, что они не будут «распяты» на батареях центрального отопления. Верю, что условия хранения будут идеальными. Но своими действиями дирекция ИОХМ, нарушив нерушимую связь между картинами, жирно перечеркнула связывавшую их драматическую историю. «Распотрошив» коллекцию и зарегистрировав ее картины под именами художников, уничтожила только что возрожденное имя собственное «Усольская Картинная галерея». Дирекция разрушила всё объединявшее картины в коллекцию. Этим положено начало забвению, что коллективный труд замечательных ленинградских художников объединил замысел создания Усольской Картинной галереи, и они создали ее как уникальное художественное творение. Теперь об УКГ снова забудут на десятилетия, поскольку для совместной экспозиции коллекции нет повода - теперь это самостоятельные картины художников - имярек. 

 

4675592_clip_9 (341x237, 78Kb)/4675592_79708445_large_4675592_YsoleSibirskoe__Ego_proshloe_i_bydyshee__Frenc_V_R_ (452x359, 147Kb) 

  «Усолье-Сибирское», Френц В.Р., 1973, 160 х 200, х.м.     

 

4675592_clip_10 (341x237, 62Kb)/4675592_79710884_large_4675592_10__Ludi_nayki__Himiki__Tryfanov_M_P_1___kopiya (451x356, 100Kb)

«Химики», Труфанов М.П., 1973, 160 х 200, х.м.  

А Картинная галерея создавалась для постоянной экспозиции. Для нее в ДК была построена Художественная галерея, существующая и сегодня. Заказчик и коллектив художников предполагали, что Галерея станет Меккой для творчески одаренных усольчан, «душою» города, «гением места». Пример тому - создававшаяся с нуля и уже существующая двадцать лет Картинная галерея Усть-Илимска.   

Как «волк-одиночка» борюсь за будущее УКГ, но попытки выяснить основания, позволившие дирекции музея не возвращать картины после реставрации, закончились ничем. У А.В. Фортунова, передавшего картины в ИОХМ, истек срок полномочий, а  исполняющий его обязанности Н.В. Антонов, не ответил на мои вопросы, как не ответили на них мэр г. Усолье-Сибирское Л.А. Лис и губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко.

Поэтому, чтобы освободить Золушку, томящуюся в золотой клетке ИОХМ, и Принцессой вернуть  в Усолье, в её тронный зал, творчески одаренные «подданные» Принцессы, должны создать сообщество «Мы – наследники», которое инициирует и проконтролирует проведение городского референдума. Нет сомнения, что усольчане проголосуют за то, чтобы Золушка не томилась в ИОХМ, а вернулась в Усолье Принцессой.   

Случись эта «искусствоведческая» драма в европейской стране, думаю, что чиновники, независимо от того какую ступеньку «в табели о рангах» они занимают, уже предстали бы перед судом. Им инкриминировали бы: «злостное неоказание помощи гибнущим произведениям искусства»; «самоуправное действие, совершенное группой лиц, позволившее сменить собственника картин»; «грубое нарушение коллективного авторского права, выразившееся в ликвидации коллекции, повлекшей ликвидацию имени собственного». Однако, мы живем в России, где, судя по многочисленным сообщениям СМИ, чиновники не обременены требованиями Закона. Но кто, если не мы, будет менять окружающие нас реалии?!  

Верю, что УКГ, созданная именитыми мастерами, благодаря ее тематике и неповторимости замысла займет достойное место в анналах российского изобразительного искусства. Как верю, что референдум состоится, и что усольчане вернут культурное достояние, оставленное им отцами. Но им нужна моральная поддержка, что 

 

  Усольская Картинная галерея
  будет возвращена в Усолье!

 

 4675592_79672018_4675592_bar__kopiya (298x69, 5Kb)

 

 

Вернуться:

Поиск Картинной галереи - 1

 

Перейти:

Быть или не быть Картинной галерее в Усолье