Память о Гумилеве стучит в наши сердца!

zagolovokgerb

Верю, помнит город мой!

В умах инициативных и любящих свой город кронштадтцев неоднократно и в разной форме возникала идея о создании мемориальной доски Николаю Гумилеву и об установке ему памятника. В силу разных причин, чаще субъективных, эта идея оставалась нереализованной. Но остаться нереализованной не значит быть неактуальной. Потому в очередной раз возник и предлагается еще один проект увековечения памяти Николая Гумилева в Кронштадте. 

92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

Где Отчий Дом Гомера? 
Общеизвестно, что семь античных городов: Пафос, Афины, Родос, Итака, Хиос, Смирна и Пилос отстаивали право быть Отчим домом легендарного Гомера, его Отчизной. Возник этот спор потому, что никто доподлинно не знал, где родился Гомер. Пользуясь этим, горожане и «отцы» названных городов пытались доказать друг другу, что родиной Гомера был именно их город. Возникает вопрос, а что собственно побуждало их к этому многолетнему противостоянию? По-видимому, около трех тысячелетий назад понятие о чести и достоинстве и для плебса и для элиты значило много больше, чем для современных "небожителей". 
Тогда понимали, что быть Отчизной Гомера, это большая честь для города! 

Отчий дом Николая Гумилева – Кронштадт!
Города России не спорят о чести быть Отчизной Николая Гумилева. Не спорят, поскольку доподлинно знают - его Отчим домом является Кронштадт. Вот только «отцы» нашего города в отличие от правителей античных городов относятся к этому факту равнодушно. Они не считают, что рождение Николая Гумилева в Кронштадте это честь для города. Наверное они забыли что, как поется в известной песне: "это нужно не мертвым - это нужно живым". Обидно, что эта забывчивость, длится, несмотря на частую смену власти, уже без малого три десятилетия. За это время ни что и ни в какой форме не свидетельствует о том, что Кронштадт является Отчим домом Георгиевского кавалера и выдающегося поэта Серебреного века Николая Гумилева! 
 

План_д-рев

Фрагмент с плана Кронштадта 1887 года. 
Под № 7 дом в котором родился Николай Гумилев.
 

Память о Гумилеве стучит в наши сердца…  
Уже несколько лет инициативная группа, поставившая перед собою задачу увековечить память Николая Гумилева в Кронштадте, не может установить не только памятник, но даже мемориальную доску. Не стану повторять причины этого закоснелого покоя - уже в зубах навязло. Кто не знаком с данной ситуацией рекомендую перейти на страницу этого сайта: «Все «за»! Но «воз и ныне там»! Вы увидите, что деятельность инициативной группы сравнима с бегом белки в колесе - как бы быстро она не вращала его клетка незыблемо стоит на том же месте.  Такова реальность. А хочется движения вперед. Пусть виртуального, но движения! Вот мы и позволили себе на этой странице инициировать виртуальное но успешное движение вперед. 

 

План_совр

Фрагмент с современного плана Кронштадта. 

Где стоял Отчий дом Гумилева?
Отчий дом Гумилева не сохранился. Но все ли знают где, хотя бы с допустимой погрешностью, он стоял?  Куда Господь послал Ангела, чтобы тот вдохнул душу в пришедшего в этот мир младенца, которого родители нарекли именем Николай, -  думаю, что многие… не знают. Попытаемся выяснить это используя карты Кронштадта.
Но прежде о «допустимой погрешности». Для измерений и расчетов использовались простейшие, а не геодезические инструменты. На планах города, о которых речь пойдет ниже, используется масштаб из расчета - в одном миллиметре 3,7 метра. Так что ошибка на один миллиметр, дает погрешность, без малого, на четыре метра. Остается надеяться, что придет время, когда эти же расчеты проведут профессиональные геодезисты, тогда допустимая погрешность будет исчисляться не в метрах, а в миллиметрах.
Но вернемся к картам города. Один фрагмент снят с карты Кронштадта изданной в 1887 году, спустя год после рождения Николая Гумилева, а другой - с современной карты. Планы, учитывая наши возможности, максимально соответствуют одному и тому же участку города. При совмещении исторического и современного планов, мы переносим контуры Малой Екатерининской улицы на кальку, а затем на современный план.  Эти расчеты дают нам возможность увидеть, в каком месте пересеклись Малая Екатерининская улица и построенный в наше время пятиэтажный дом. Этот факт нужен, чтобы определиться на каком простенке дома следует установить мемориальную доску, свидетельствующую об определенном местонахождении Малой Екатерининской улицы на которой стоял дом № 7, являвшийся Отчим домом Николая Гумилева. 

2018-01-14_22-33-12

Фотография кликабильна

Часть дома стоящего параллельно скверу Николая Гумилева. 
Он построен перпендикулярно проходившей здесь Малой Екатерининской улице.
Точку пересечения дома и бывшей улицы определяет мемориальная доска.  

92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

Площадь Осокина – сквер Гумилева
Улица Малая Екатерининская, пересекая площадь Осокина, так она называлась и тогда,  и сейчас, заканчивалась, вливаясь в площадь, где сегодня улица Рошаля и Дворец молодежи. Нетрудно представить, что нянька Николеньки Гумилева с первых месяцев его рождения гуляла с ним на площади Осокина в определенное для этого время. Это продолжалось до тех пор, когда семья Гумилевых переехала на постоянное местожительство в Царское Село. Несмотря на то Гумилеву в то время было около двух лет, физически он уже бывал на этой площади, что упрощает возможность переименования площади Осокина в сквер Гумилева.  

20180107_155814_+

Сквер Николая Гумилева 

Литературная составляющая сквера Гумилева
В мировой музейной практике существует опыт оформления уличных пространств формами малой скульптуры. Этот опыт, он уже реально используется в Сестрорецке,  было бы полезно изучить, поскольку формы малой скульптуры уместно будет использовать для украшения сквера Гумилева, используя его литературное творчество. В стихах и прозе Гумилев часто упоминает сказочных персонажей, животных, зверушек, птиц.  Их и следует создавать как скульптурные образы с цитированием соответствующих строк. 
Вот только один пример – Гумилев является исследователем Африки. В связи с этим у него много стихотворений об этом сказочном континенте. Например, стихотворение «Жираф». Там есть такие строки:  «Послушай: далёко, далёко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф. / Ему грациозная стройность и нега дана, / И шкуру его украшает волшебный узор, / С которым равняться осмелится только Луна, / Дробясь и качаясь на влаге широких озер /.
Яркий поэтический образ вполне достойный изваяния в малой скульптуре и размещения ее в сквере Гумилева. Более того, на эту же тему есть дружеский шарж, там изображен Гумилев, путешествующий на жирафе по Африке. Творчество Гумилева изобилует подобными литературными образами, которых достаточно, чтобы создать скульптуры и украсить ими сквер по периметру. Такое оригинальное украшение сквера будет привлекать детей соответствующего возраста.
  Любуясь изображениями, они, кроме того, будут слушать или читать стихотворные строки, отлитые в металле на раскрытых страницах книг лежащих на пюпитрах установленных рядом с соответствующими скульптурными фигурками. Таким образом, детям уже с нежного возраста будет знакомо не только имя Гумилева, но и, в определенной степени, его творчество.

 92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

загруженное (16)_=

Всероссийский литературный музей Николая Гумилева 

Всероссийский литературный музей Гумилева в Кронштадте
Не за горами то время когда появятся технологии, благодаря которым без особых затрат можно будет клонировать любой предмет который затем невозможно будет отличить от оригинала. Это позволит, например, одни и те же предметы экспонировать в различных музеях. Кроме того, при экспонировании клонов оригиналы будут храниться в фондах, что будет исключать их утрату. Таким образом, экспозиции во Всероссийском литературном музее Николая Гумилева будут пополняться за счет экспонатов находящихся в Гумилевских региональных музеях без ущерба для последних. В конкретном случае достоинство экспозиции будет состоять не в том из оригинальных или клонированных предметов она составлена, а в ее полноте. Региональные музеи даже не ставят перед собой задачу получить экспонаты другого регионального музея – они им не нужны, поскольку не соответствуют раскрытию стоящей перед музеем задачи. Перед Всероссийским же музеем будет стоять всеобъемлющая задача раскрытия жизни, творчества и личностного развития поэта от его первого дня и до последнего, включая и объединяя все задачи стоящие перед региональными музеями. Таким образом, именно в Кронштадтском музее Николая Гумилева во всей полноте будет всеобъемлюще представлено его личностное и творческое развитие. Именно в этом музее будут во всей полноте сосредоточены экспонаты, свидетельствующие о нем как о поэте и гражданине. И потому туристы именно в Кронштадтском музее узнают о Николае Гумилеве все за одно посещение. Будем надеяться, что придет время когда для почитателей Гумилева и его творчества Кронштадт станет своеобразной Меккой. 

92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

загруженное (22+)

Библиотека Николая Гумилева

Научно-исследовательская библиотека Николая Гумилева 
В фондах библиотеки будет храниться всё, что написано и издано Николаем Гумилевым при его жизни и после его гибели, на русском языке, и на любом другом. Начиная с его первой публикации в газете «Тифлисский листок» и до тех пор, пока его книги издавались в XX веке и будут издаваться , в XXI. Будут собираться и хранится все изданные воспоминания современников о Николае Гумилеве, на каком бы языке, когда и где бы они ни издавались. Будут собираться, и храниться все биографические, литературоведческие и хронологические работы о Николае Гумилеве. Все сборники его работ, избранные произведения и Полные собрания его сочинений. Будет Отдел журнальных и газетных публикаций о нем. Отдел фотографий и иллюстраций. В этом отделе будет храниться не только иконография Николая Гумилева, но и всех кто, когда бы то ни было, встречался с ним. Наконец, будет Рукописный отдел, в котором будут храниться не только рукописи Николая Гумилева, но и всех кто когда-то и что-то о нем писал.
Издания, отражающие жизнь и творчество Николая Гумилева будут собираться во всех библиотеках и книжных хранилищах мира, и дублироваться с использованием самых современных средств копирования.
По самым скромным подсчётам, в библиотеке будет около миллиона единиц хранения.

92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

загруженное (+5+) - !

Автор как пример демонстрирует памятник, установленный в Рязани Сергею Есенину, чтобы читатель зрительно сравнил натыканные в нашем городе "тычинки" и "пестики" с величием этого монумента.
В Кронштадте уже следует установливать нечто подобное. Посмотрите, как органично памятник вписался своим великолепием, своей мощью и величием на пустующем месте в Екатерининском парке. 

Монументальный, но пока виртуальный памятник Гумилеву 
Именно в Кронштадте памятник Николаю Гумилеву должен, наконец-то, быть монументальным, поскольку в городе уже установлено не менее десяти, достойных по сути, но однообразных по форме, памятников. Смотришь на них и не понимаешь, что они напоминают - "пестик", или "тычинку". Автор и заказчик предполагают установить такой же памятник Гумилеву, ссылаясь на то, что он обойдется дешевле чем любой другой. Когда же, наконец, мы осознаем, что монументальная скульптура является не только украшением городской среды, но и свидетельством того с каким почтением потомки создавая и устанавливая памятники, относятся к памяти тех, кому они, выражают свою признательность. 

92424586_4156496_razdelitel0_7f465_d2a110b1_L

Культурный литературно-исторический комплекс

Комплекс_2

1. Сквер Николая Гумилева:.a, b, c, d, e, f, g, h - малые скульптурные фигурки. 
2. Всероссийский литературный музей Николая Гумилева.
3. Библиотека Николая Гумилева. 
4. Памятник Николаю Гумилеву в Екатериненском парке. 
5. Мемориальная доска Николаю Гумилеву. 

На плане по Малой Екатериненской улице указан дом № 7 где родился Николай Гумилев. 

Таким образом, очередной проект отличается от предыдущих тем, что не ограничен только мемориальной доской и памятником. Наличие сквера с установленными на его площади малыми архитектурно-скульптурными изображениями, музей и библиотека создают Культурный литературно-исторический комплекс Николая Гумилева.
Кстати, его площадь достаточно приличная.
Только площадь сквера составляет - 5.480
м2.
Площадь дома где будет размещаться музей составляет один этаж 300 м2 х 3 = 900 м2
Библиотека - 1200 м2.
Площадка в Екатерининском парке, где стоит памятник - 1200 м2.


Итого общая площадь комплекса составляет - 8.780 м2.

 

 

106031134_Tonkiy_razdelitel - копия

Перейти на страницу 

С бездомным поэтом мы ищем Отчизну