Главная \ Искусство \ Исчезнувшая картинная галлерея \ Картинная галерея и ее создатели - 1

ИСЧЕЗНУВШАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

  

4675592_3a54454b3a7a (668x60, 23Kb)

Картинная галерея и ее создатели

часть первая

 

4675592_bar (298x69, 6Kb)

    «Ермак», Кабачек Л.В., 1973, 156 х 204, х.м.

«Ермак», Кабачек Л.В., 1973, 156 х 204, х.м.

Ермак Тимофеевич, казачий атаман. На Иртыше разбил войско Кучума, заняв столицу ханства. Через три года - в 1584, Кучум разбил отряд Ермака. Спасаясь вплавь, Ермак утонул в предустье реки Вагай, притоке Иртыша. Русские живописцы тему «Ермак» исходили «вдоль и поперек».

Самое значительное живописное произведение в этом ряду создано художником Суриковым В.И.

О своей картине «Ермаке и его ватага», так в шутку называл ее Леонид Васильевич, он говорил, что с его стороны было большой смелостью, граничащей с наглостью, пытаться после Сурикова найти в этой теме что-то новое. И, получается, что нашел. Если у Сурикова, казаки только что пришли, чтобы покорить Сибирь, то у Кабачека они уже хозяева  земли сибирской. Из городка, построенного своими руками, дружина выступает в поход, чтобы, куже завоеванным владениям,присоединить еще непокоренные земли Сибири.

Кабачек Л.В. пошел на большой риск, создав многофигурную композицию. Плотно заполнив пространство полотна и, практически, не оставив «места для воздуха». Но художник сумел использовать этот «недостаток» в пользу того, что с психологической точностью проработал портреты казаков, удивительно достоверно передал мелкие детали, свидетельствующие о той эпохе, в которой эти события происходили.

По цвету и тону, картина получилась сочной. Цветовым центром является красный плащ Ермака, а над ним, сверкающий золотом, стяг с изображением « Спаса Нерукотворного». 

 

Из Книги отзывов:

Самое большое впечатление оставляет работа Кабачека Л.В. прекрасно, отлично написано! Так же как на выставке к 50-летию Образования СССР – была выставлена прекрасная картина художника «Память». Когда же будет персональная выставка работ художника Кабачека? Спасибо!

Подпись неразборчива, б.д.(с. 6).

Интересна работа Кабачека «Ермак». Жаль многочисленность воинов мешает, не согласуется с размером холста и с темой – казалось бы, отвага покорителей должна подчеркиваться мощью и величием дикого края, а для Сибири в холсте места не осталось.

С уважением, Земель. б.д. (с. 8).

 

Сверкают и шлемы, и латы,
И копья, мечи, и щиты
Ермак-атаман и солдаты
Проходят быстрее мечты.

Они покорили когда-то
Сибири богатства, простор,
Поют о них песни, и часто
Заводят о них разговор.

Героем Ермак на картине
Летит и победно гремит,
Он блеском оружья и славы
Усольцев сердца покорит.
(строки из стихотворения)

Н. Шуман

3.V.73. (c. 15).

 

Выставка очень интересная, хотя, к сожалению, небольшая.
Особенно хороша картина Л.В. Кабачека «Ермак», очень экспрессивно, много жизни, много движения. И, конечно, совершенно великолепен цвет – очень теплый, золотисто-коричневый. Что касается «персонажей», то почти каждый из них мог бы предстать законченной картиной. Хочется поблагодарить замечательного художника Л.В. Кабачека за его большое и нужное людям искусство.

Ст. инженер ин-та «Гипроникель» подпись неразборчива, б.д., (с. 21).

 

Об авторе:

Кабачек Леонид Васильевич 

4675592_Oval_1_ (142x201, 20Kb)

Родился 31.XII.1924 г. в Макеевке на Украине.

Российский советский живописец, график и педагог.

В 1942 году был призван в Красную Армию, с боями дошел до Варшавы. Награжден орденами и медалями.

В 1968 году присвоено почетное звание Заслуженный художник Российской Федерации.

С 1970 года заведовал кафедрой, профессор  живописи Ленинградского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России т за рубежом.

Кабачек Леонид Васильевич скончался 4 февраля 2002 года в Санкт-Петербурге на семьдесят восьмом году жизни. 

 

4675592_bar (298x69, 6Kb)

 «Землепроходцы», Тулин Ю.Н., 1973, 149 х 200, х.м.

«Землепроходцы», Тулин Ю.Н., 1973, 149 х 200, х.м.

 Дежнев, Семен Иванович, русский землепроходец-мореход. В 1648 году прибыл в устье реки Анадырь промышлять моржовые клыки.

Полотно художника Юрия Ниловича Тулина дает нам представление о встрече Семена Дежнева «со товарищи» с коренными жителями Чукотского полуострова.

Русские кочи подошли к берегу Анадырского залива, землепроходцев доброжелательно встречают аборигены. Покорители бесконечных просторов Сибири тоже настроены миролюбиво, их задача не воевать, а завязать с местными племенами торговые и дружеские связи. Основной мотив картины художника Тулина Ю.Н. -  братство народов.

 

Из Книги отзывов:

Блестяще профессионально сделана картина «Землепроходцы» Тулина. К сожалению, в картине допущены очень большие отклонения от истины: изображения коча, одежды и др.

Подпись неразборчива, к.и.н,.научн. сотр. Института этнографии. б.д. (с.9).

Большое мастерство и тонкая психологическая суть в картине «Землепроходцы».

Подпись неразборчива, 25.IV.73. (c.3).

Особенно впечатляет картина «С. Дежнев» Тулина.

Подпись неразборчива, 26.IV.73. (c.5).
 

Путешественник сильный и смелый
Пройден длинный и тягостный путь
Нынче Тулина добрые руки
Предлагают тебе отдохнуть.

(строки из стихотворения)

Н. Шуман

        3.5.73. (с. 17)

На холсте Тулина «Землепроходцы» очень мешает неоправданное замыслом и довольно грубое искажение: лодка с гребцами слева и камень с чайками справа - рвут, разрушают цельность, рождают недоумение.

С уважением, Земель. б.д. (с. 8).

 

Об авторе:

Тулин, Юрий Нилович.

4675592_Tylin (162x182, 18Kb)Родился 14 августа 1921 года в селе Максатиха, Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии.

Русский советский живописец, график. Один из ярких представителей ленинградской школы живописи.

В 1958 году Юрий Тулин был удостоен премии Гран-При международной художественной выставки в Брюсселе за  картину «Лена. 1912 год».

 С 1961 года Заслуженный художник РСФСР.

С 1965 - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Тулин обладал даром исторического живописца редкого драматического звучания.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Тулин Юрий Нилович скончался в Ленинграде 27 апреля 1983 года на шестьдесят втором году жизни.

 

4675592_bar (298x69, 6Kb)

 «Протопоп Аввакум», Мальцев Е.Д., 1973, 160 х 200, х. м.

«Протопоп Аввакум», Мальцев Е.Д., 1973, 160 х 200, х. м.

 Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона. В 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем – в Даурию; духовный писатель.

Легендами и романтикой овеян об­раз бунтаря протопопа Аввакума. В живописи к его образу в конце XIXвека обращались два русских художника Г.Г. Мясоедов и С.Д. Милорадович. И если Мясоедов изобразил мученическую смерть Аввакума, то на полотне, созданном Милорадовичем, изображено изгнание неистового протопопа в Сибирь.

Художник Мальцев Евгений Демьянович, работая над эскизами к картине об Аввакуме, читал его «Житие», читал исследования историков церкви, посвященные протопопу Аввакуму. В музее этнографии с помощью специалистов изучал и делал зарисовки предметов быта эпохи, в которой жили герои его картины. Глубокое проникновение в исторический материал позволило художнику создать правдивый, полный трагизма образ одного из наиболее просвещен­ных людей XVIIвека.

Художник изобразил уставших членов семьи Аввакума, расположившихся у придорожного креста. Стражники, чтобы согреется, развели костер, но не позволили сделать это изгнанникам. Аввакум, презрев трудности своего крестного пути, стоит с гордо поднятой головой, являясь воплощением нерушимой крепости русского духа.

Полотно Е. Мальцева не назовешь живописным, оно скорее графическое, но необычайно красиво по цвету. Всматриваясь в цветовой строй картины, начинаешь ощущать, как от нее веет холодом.

 

Из Книги отзывов:

После осмотра выставки хочется отметить, прежде всего, картину Е.Д. Мальцева. Художнику удалось найти убедительное решение столь сложной темы, как образ выдающегося писателя XVIIвека протопопа Аввакума.

Подпись неразборчива,(научн. сотр. ИРЛИ АН СССР) 27.4.73. (с. 6).

Картина Мальцева «Протопоп Аввакум», серьезная разработка избранной темы, хорошо изображен и сам Аввакум, и байкальская даль, чудесен колорит полотна.

Н. Демкова, к.ф.н. б.д. (с. 9).

Интересна работа Мальцева «Протопоп Аввакум», но спорно, что центром картины стал крест. Не непреложность, не убежденность, не неистовость Аввакума, а именно сам крест.

С уважением, Земель. б.д. (с. 8).

Евгений Демьянович! Ваше полотно «Протопоп Аввакум в Сибири» подлинное искусство. Не зря в Книге отзывов картина всеми отмечена положительно, как самая значительная. Люди чувствуют настоящее искусство безошибочно, не будучи даже профессионалами и знатоками законов изобразительного искусства. Когда художественное произведение отвечает всем требованиям – и образности, и эмоциональности, и идейности, и правдивости, и реализму которым соподчинено мастерство.
В Вашей картине есть всё! Возле неё стоят, думают, о ней говорят. Она будет жить как произведение искусства, как ценность.

Жму Вашу руку!

Алексей Скобликов, б.д., (с. 22).

Хочется отметить картину Мальцева Е.Д.  «Аввакум». Стройность ее композиции, кстати, крест, как центр композиционной картины, уместен. Надо понимать время Аввакума, психологию того времени и то что символизировал крест для истинно русских людей. Тогда критика посетителя Земель окажется неуместной.  Кондово-студеный колорит картины, и фигура могучего старика-мыслителя, стоика, воплощающего в своем образе исконно русские черты характера: мудрость и простоту, всепрощение и неистовость, готовность к подвигу и …доброту.

Мохнаткин, к.т.н. 5.05.73. (с. 24).

 

Об авторе:

Мальцев Евгений Демьянович

4675592_clip (159x174, 12Kb)

Родился 9 (3) августа 1929 года.

Русский советский живописец.

С 1955 года член Ленинградского Союза художников.

Народный художник Российской Федерации.

Член Санкт-Петербургского Союза художников.

В 1990-е возглавлял Координационный совет творческих союзов Санкт-Петербурга.

Писал жанровые и исторические композиции, портреты. Представитель ленинградской школы живописи.

Его произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Мальцев Евгений Демьянович, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, председатель координационного совета творческих союзов,  скончался 25 декабря 2003 года в Санкт-Петербурге на семьдесят пятом году жизни.  

 

4675592_bar_2_ (298x69, 6Kb)

 

«Кандалами звеня», Мыльников А.А., 1973, 150 х 200, х. м.

«Кандалами звеня», Мыльников А.А., 1973, 150 х 200, х. м.

Сюжет этой картины не является историческим фактом, рассказывающим о представителях конкретного политического движения царской России. Герои представленного полотна, это художественное обобщение автора. Он создал единый образ страдания и мужества политических противников самодержавия, в кандалах, бредущих по этапу на каторгу - в Сибирь. Изображен суровый зимний пейзаж. Идущие политкаторжане страдают от зимней стужи, арестантская одежда не защищает их от холодного резкого ветра, о чем свидетельствует аритмичность изображенных фигур. Свой замысел о сиюминутном и ожидающем революционеров страдании художник подчеркнул сумрачной зеленовато-коричневой гаммой полотна.

 

Из Книги отзывов:

Работа Андрея Андреевича Мыльникова «Кандалами звеня» - прекрасна – это сплав серебра и платины.

С уважением Мария и Борис Малуевы. Подпись, б.д., (с. 7).

Работа Мыльникова «Кандалами звеня», понравилась настроем, цельностью, созвучием, поэтической правдой. Несколько вносит диссонанс отклонившаяся назад фигура.

С уважением, Земель, б.д., (с. 8).

Мыльников А.А. не нуждается в рекомендациях, имя его достаточно почтенно, а картина, несомненно, интересна и впечатляюща. Но, его «владимирцы» какие-то «сирые» изможденные люди, так сказать «люди толпы», а не убежденные борцы-стоики идеи, пламенной веры и мужества, готовности нести свою веру в светлое будущее через страдания и остроги – нет этого! В этих подавленных безликих людях нет русской гордости, непокорности и такое ощущение: дай им возможность – они выберут другую судьбу.

Мохнаткин, к.т.н. 5.05.73. (с. 24).

 

Об авторе:

Мыльников Андрей Андреевич

4675592_Mln (300x318, 24Kb)

Родился 22 февраля 1919 года в городе Покровске Саратовской области. Советский, российский живописец.

В 1946 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Учился у И. Э. Грабаря и В. М. Орешникова.

В 1948 году окончил аспирантуру того же института.

С 1948 года в течение трех лет является главным художником творческой мастерской Академии художеств СССР.

Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

В 1953 году назначается заведующим кафедрой живописи и композиции в Институте им. Репина. Профессор с 1957 года. Более 50-ти лет ведет в педагогическую работу в ИНЖСА им. И. Е. Репина, руководит мастерской монументальной живописи. Одновременно возглавляя кафедру живописи института.

В 1963 году А.А. Мыльникову Присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Избирается действительным членом Академии художеств СССР (1966).

Присвоено почетное звание народного художника РСФСР (1968).

Народный художник СССР (1976).

Присуждается государственная премия СССР (1977).

Награжден орденом Ленина за заслуги в развитии советского изобразительного искусства (1979).

Лауреат Ленинской премии (1984).

Герой Социалистического Труда (1990).

С 1997 является вице-президентом Российской Академии художеств по Санкт-Петербургу.

Мыльников Андрей Андреевич скончался 15 мая 2012 года в Санкт-Петербурге на девяносто четвертом году жизни.

 

 

4675592_bar_3_ (298x69, 6Kb)

 

 

«19 ноября 1917 года в Иркутске», Корнеев Б.В., 1973, 159,5 х 200, х. м.

«19 ноября 1917 года в Иркутске», Корнеев Б.В., 1973, 159,5 х 200, х. м.

На картине Корнеева Б.В. изображен дом, принадлежавший братьям Второвым, крупным иркутским промышленникам (ныне Дом детского и юношеского творчества). Здесь 16 (29) октября 1917 года открылся IОбщесибирский съезд Советов. О чем свидетельствует транспарант, закрепленный над входом в дом. Общесибирский, потому что на съезд прибыли представители 69 Советов - от Омска до Владивостока.

На Съезде был избран Центральный Исполнительный Комитет Советов Сибири (Центросибирь).

Съезд выработал единую тактику борьбы для всех Советов Сибири и создал Общесибирский советский орган.

Свою работу Съезд закончил поздно ночью с 23 на 24 октября (с 5 на 6 ноября). За сутки (25 октября/7 ноября) до победы Октябрьской социалистической революции.

Еще раз обратите внимание на то, что на полотне художник изобразил дом братьев Второвых и что транспарант свидетельствует о работе в нем IОбщесибирского съезда Советов.

Даты работы Съезда указанные в тексте выше, но «19 ноября» там нет.

Почему же свою картину художник назвал «19 ноября 1917 года в Иркутске»?

Это довольно распространенная ошибка, когда исчисления между старым и новым стилем делают непрофессионалы. Художник, зная, что разница между старым и новым стилем составляет 13 дней, прибавил их, но не к старому стилю - «24 октября», а к новому - «6 ноября», в итоге получил «19 ноября».

Тогда возникает вопрос, а почему он свою картину посвятил не открытию, а закрытию IСъезда Советов?

Художник, свою картину посвятил Первому дню Советской власти в Сибири - 6 ноября. 

Значение этого события в том, что в Сибири Советская власть установлена на  сутки раньше чем в центральной России.

 

Из Книги отзывов:

Особенно хочется выделить картину художника Б.В. Корнеева «19 ноября 1917 г. в Иркутске».

Н. Демкова, к.ф.н. б.д. (с. 9).

Картина Корнеева Б.В. образно передает победно торжественный гимн, звучавший 19 ноября 1917 года в далеком Иркутске.

П. Мазепов, б.д., (с. 11).

 

Об авторе:

Корнеев Борис Васильевич

4675592_Korneev_4 (197x266, 34Kb)

Родился 15 февраля 1922, Петрозаводск.

Русский советский художник, живописец, педагог. Один из ярких представителей ленинградской школы живописи.

В 1938 Корнеев поступил в Ленинградское художественное училище, которое окончил уже после Великой Отечественной войны. В 1942—1945 годах находился в действующей армии. Дошел до Праги. Награжден орденами и медалями.

После демобилизации в 1946 году был принят на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Юрия Непринцева, Андрея Мыльникова. В 1952 окончил институт по мастерской Виктора Орешникова.

Писал жанровые и тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, этюды.

С 1954 года член Ленинградской  организации Союза художников РСФСР.

В 1965 году Корнееву присвоено почетное звание Заслуженного художника РСФСР.

Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1962—1973), профессор кафедры рисунка (1973).

Его произведения находятся в Русском музее в Петербурге, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Корнеев Борис Васильевич скончался в Ленинграде 24 декабря 1973 года на пятьдесят втором году жизни. 

 

4675592_bar_2_ (298x69, 6Kb)

 

  

Вернуться:

История создания Картинной галереи

Перейти: 

Картинная галерея и ее создатели-2