Главная \ Искусство \ Исчезнувшая картинная галлерея \ Картинная галерея и ее создатели - 2

ИСЧЕЗНУВШАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

 

1320339636_3a54454b3a7a (668x60, 23Kb)

 

Картинная галерея и ее создатели

часть вторая

 

1320341829_bar (298x69, 6Kb)

 

«Колчаковщина», Николаев Я.С., 1973, 120 х 180, х. м.

«Колчаковщина», Николаев Я.С., 1973, 120 х 180, х. м.

 Четверть века Ярослав Сергеевич Николаев жил в Сибири и десять из них в Иркутске. В январе 1920 года он был очевидцем тех событий, о которых создал свое, поражающее драматизмом и реалистичностью, полотно. Деморализованная, захлебнувшаяся отчаянием, разгромленная армия Колчака тонет в снегах. 

Брошенные повозки, убитые и раненые колчаковцы на голубоватом, холодно искрящемся снегу.

Создать картину гибели белогвардейцев убедительной и достоверной Я.С. Николаеву позволили личные воспоминания.

 

Из Книги отзывов:

Картины очень реалистичны и хороши.
Особенно хороша «Колчаковщина». Есть в этой картине что-то от Маковского и Верещагина.

Подпись неразборчива, 27.04.73. (с. 6).

Но занято снежное поле
Уходят войска Колчака,
Уходят все дале и дале,
Их гибель в сугробах близка.

(строки из стихотворения)

Н.М. Шуман

            3.5.73.

 Интересная картина Я.С. Николаева «Колчаковщина». Прежде всего, убедительна, не лишена достоинства в художественном отношении, занимательная композиция – вся в движении. Выдержан колорит, зимний пейзаж картины, из которого строится вся композиция, решен удачно, что очень сложно для художника. 

 М. Каманцев, 27.04.73. (с. 7).  

 

Об авторе:

Николаев, Ярослав Сергеевич 

1320341477_N (198x246, 31Kb)

Родился 30 апреля 1899, Шяуляй, Ковенская губерния, Российская империя.

Советский живописец. Член Ленинградского Союза художников.

В 1899—1906 годах жил в Петербурге.

 В 1906 году семья переехала в Томск, где в 1917 году окончил гимназию.

В 1915—1917 годах посещает двухгодичную школу живописи, занимается в частной студии Казимира Зеленовского, ученика Клода Моне.
С 1919 по 1930 год жил и работал в Иркутске.

 С 1930 года жил и работал в Ленинграде. Член АХР, с 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в выставках с 1927 года.

В годы войны оставался в Ленинграде.

 В 1948—1951 годах возглавлял Ленинградский Союз советских художников.

В 1956 году присвоено почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

В 1975 году присвоено почетное звание Народный художник РСФСР.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. 


Николаев Ярослав Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге 1 июля 1978 года, на восьмидесятом году жизни.

 

 

 1320341829_bar (298x69, 6Kb)

 

«Байкал».  Загонек В.Ф. 1973, 159,5 х 200, х. м.  

«Байкал».  Загонек В.Ф. 1973, 159,5 х 200, х. м.

 Байкал на картине Загонека В.Ф. очень необычен. Его яркая, слепящая голубизна, которую подчеркивает цветущая черемуха, непривычна и необычна.  Но, в том и состоит талант художника, чтобы увидеть в привычном - необычное и прекрасное. И увидев, рассказать об этом людям, обогатив их духовный мир.

От картины «Байкал» веет поэтичностью, она очень «загоньковская» и потому необычная. Здесь красота и вечность сгустились в чистую огромную каплю — озеро Байкал, и вечное небо подарило эту каплю  вечной земле. Этот пейзаж и лиричен, и эпически емок.

 

Из Книги отзывов:

Мне очень понравилась картина Загонека В.Ф. «Байкал», где замечательно передана природа Сибири.

Байкал гордится синевою
Своею нежно-голубой,
А небо в нем, как в зеркале
Любуется собой.

                 (строки из стихотворения)

Никитина Н.П., ст-ка ЛИСИ, архитектор
              25.IV.73.(с.4).

Неудачно, на мой взгляд, полотно Загонека «Байкал». Мне удалось видеть Байкал, быть на нем. В природе не встречал ничего более величавого, красочного, могучего, многоликого в переливах цвета и тонов, в обилии мотивов. А величавые заснеженные хребты Забайкалья?
Ничего подобного в холсте этом нет. И по цвету для Байкала он решен очень неудачно.

С уважением, Земель. б.д.(с. 8).

       К картине В. Загонека «Байкал»

Я увидела за черемухой –
Так сверкнул голубой Байкал
Голубой, голубой как шелковый,
Погруженный в пучину грез,
Нежный, тихий и ласковый,
Далекий от бурь и гроз…
Только пена белой черемухи
Аромат изливает свой…

            (строки из стихотворения)

Н.М. Шуман

            3.5.73. (с. 16).

 Люблю задушевно-лирическое творчество В. Загонека, он как волшебник в любом обыденном пейзаже находит поэтическую грань, достаточно вспомнить его «Рябинушку», «Утро», «Гроза прошла». В этом же ряду стоит и экспонируемое полотно "Байкал. Цветет черемуха". Своим пейзажам живописец-лирик В. Загонек придает особую «музыкальность», что побуждает к их задумчивому созерцанию.

 Подпись неразборчива, 27.04.73.(с. 6).

 

Об авторе:

Загонек, Вячеслав Францевич

4675592_Zagonek_oval (157x212, 12Kb)

Родился 19 декабря 1919 года в Иркутске.

Русский советский живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной Премии им. И.Е. Репина. Член Санкт-Петербургского Союза художников.

 Вячеслав Загонек мастер пейзажа, один из видных представителей ленинградской школы живописи.

В 1920 году с родителями переехал в Чехословакию. В 1927 родители Загонека приняли советское подданство и переехали с сыном на постоянное жительство в Ленинград.

В 1932—1936 годах занимался в частной студии, его первым учителем стал А.Р. Эберлинг (ученик И.Е. Репина, художник при Императорском дворе Николая II). В 1936 г. Вячеслав Загонек поступает в Среднюю Художественную Школу при Академии Художеств в Ленинграде, где учится до 1939.

В 1939 Загонек был призван в РККА. Участвовал в войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Награжден орденами и медалями.

В 1945 году поступил на живописный факультет ЛИНЖАС имени И. Е. Репина.

В 1950 окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением звания художника живописи. В этом же году был принят в члены Ленинградского Союза художников.

Произведения Вячеслава Загонека находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Загонек Вячеслав Францевич скончался 24 июня 1994 года в Санкт-Петербурге на семьдесят пятом году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

  1320341829_bar (298x69, 6Kb)

 

«Ангара», Подлясский Ю.С., 1973, 155,3 х 199,5, х. м.

«Ангара», Подлясский Ю.С., 1973, 155,3 х 199,5, х. м.

Эпическое полотно «Ангара» дает представление о грандиозности сибирского края, река уходит в тайгу, в ее могучую даль.А над лентой сибирской реки в бесконечность плывут облака, чуть тронутые розоватым светом.

На переднем плане картины художник показал пульсирующую жизнь на воде и на земле, которая преобразует и укрощает вольнолюбивую Ангару.

Юрий Станиславович Подлясский создал обобщенный образ совре­менной Сибири.

Картинам этого даровитого художника присуща плотная жи­вопись и четкая детализация.

 

Из Книги отзывов:

Очень хороша «Ангара» Подлясского Ю.С. – сколько настроения души вложено в это полотно! Просто молодец!

Инженер Викторов И.В., б.д.  (с. 1).

За «Ангару» я отдала бы даже картину Левитана, если бы она у меня была. Грустно, что «Ангара» уедет так далеко.

Н. Шуман, 3.V.73. (c. 14).

Хорошее впечатление оставляет вся выставка – каждый художник имеет свой стиль, свое видение. Особенно впечатляет работа Подлясского «Ангара». Я прожил на Ангаре (село Мотьчино) много лет, поэтому могу сказать: она такая – величавая, стремительная с мощными заворотами, сильная и суровая. Желаю художнику большого успеха в работе.

Пенсионер - подпись неразборчива, 4.5.73., (с. 23).

 

Об авторе:

Подлясский, Юрий Станиславович

4675592_Net_foto_1_ (159x159, 8Kb) Родился 5 июня 1923 года в Хабаровске.

Российский советский живописец и график. Член Ленинградского Союза художников с 1949 года. Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1983). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, представитель ленинградской школы живописи.

В 1938 году приезжает в Ленинград и поступает в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Окончил ее в 1942. В том же году становится студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1949 году по мастерской Б. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

Подлясский Ю.С. - мастер индустриального пейзажа, хотя им написаны портреты, лирические пейзажи и жанровые композиции.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, во многих региональных музеях, частных собраниях в России и за рубежом.

Подлясский Юрий Станиславович скончался 7 июля 1987 года в Ленинграде на шестьдесят пятом году жизни.

  

1320341829_bar (298x69, 6Kb)

  

«Усолье-Сибирское», Френц В.Р., 1973, 160 х 200, х. м.

«Усолье-Сибирское», Френц В.Р., 1973, 160 х 200, х. м.

 Стихия художника Владимира Френца пейзажи и жанровые картины.  Рассказывая в них о  романтичной природе и животном мире Камчатки, Сибири и Дальнего Востока, художник создает на ее фоне портреты геологов, охотников, рыбаков - тех, кто трудится на этой земле. Так что он, скорее пейзажист и анималист, чем урбанист. Тем не менее, В.Р. Френц выбрал из тематического плана тему: «С чего начиналось Усолье». В пейзажном портрете Усолья-Сибирского аборигены города, досконально зная его, будут стремиться найти, сопоставляя свои знания с тем, что изображено на полотне, несоответствия. Но, думаю, их поиски едва ли увенчаются успехом. Работа художника, с одной стороны фотографически точна, с другой он создал романтический портрет города, в котором переплелись – быль и сказка.

 

Из Книги отзывов:

Понравилась полотно Френца «Усолье-Сибирское» - радостью, праздничностью, оптимизмом, связью и противоположностью старого и нового.

С уважением, Земель.б.д. (с. 8).

Хочется отметить картину «Усолье-Сибирское» Френца – розовый, холодный и очень обжитой город.

Н. Демкова, к.ф.н. б.д. (с. 9).

Да, счастливые усольчане! Далеко не все могут похвастать: «А у нас есть портрет нашего города, да еще, какой хороший!».  

Свою «белую зависть» Нины Михайловны Шуман сопровождает стихотворными строками. Они может и несовершенны, но, безусловно, от всего сердца:

Счастливые люди в Усолье
Отправит для вас Ленинград,
Встречайте в Дворце новоселье,
Картин драгоценный отряд.
Прошу, пуще глаз берегите
Творенье искуснейших рук,
Таланта, труда, вдохновенья
Забывших что значит досуг.
Бессмертны герои в картинах,
С черемухи цвет не слетит,
Ваш город и старый, и новый
Картина в веках сохранит.
Я воздух ангарский вдыхаю
С такой живописной реки,
Опять и опять повторяю:
Счастливые сибиряки!

                                  Шуман Н.М.
                                 3.V. 73. (с. 12).

 

Об авторе:

Френц Владимир (Рейнгардт) Рудольфович

4675592_Net_foto_1_ (159x159, 8Kb) Родился 11.11.1937 в Ленинграде, в семье известных русских живописцев.

Русский советский живописец, график, представитель ленинградской школы живописи.

В 1955-1961 занимался на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Е. Е. Моисеенко с присвоением квалификации художника живописи.

Участвовал в выставках с 1959 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

В 1963 был принят в члены Ленинградского Союза художников.

Писал пейзажи, жанровые картины, портреты. Центральное место в творчестве художника заняли природа и люди Камчатки, Сибири и Дальнего Востока.

Член Союза художников СССР.

В 1975 – 1986 состоялись персональные выставки в Германии, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Японии.

Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Френц Владимир Рудольфович скончался в 1986 году в Ленинграде на пятидесятом году жизни.

 

1320341829_bar (298x69, 6Kb)

  

«Химики», Труфанов М.П., 1973, 160 х 200, х. м.

«Химики», Труфанов М.П., 1973, 160 х 200, х. м.

 Уже около двух десятков лет назад Труфанову принесли заслуженное признание создаваемые им портреты, жанровые и тематические живописные работы. Портретируя, автор не иллюстрировал на полотне тех, о ком рассказывал, он создавал собирательные образы доменщиков, шахтеров, сталеваров.

Усольский заказчик поставил перед художником задачу, создать групповой портрет «на фоне максимальной наукоемкости химического производства». По замыслу заказчика картина должна была называться «Люди науки. Химики». В герои картины предлагались конкретные, действительно работающие на химкомбинате люди, «а не собирательные образы», какие более привычно было создавать художнику. Возникали проблемы, с которыми Михаил Павлович Труфанов раньше не сталкивался, о них я рассказал выше.

В бытовом смысле узнаваемость героев группового портрета стопроцентная, с тремя из них я был знаком, поэтому могу это утверждать. Но показать людей науки на этом полотне художнику не удалось, что и вынудило его позднее убрать из названия картины слова «Люди науки».

Результат не принес удовлетворения художнику.

 

Из Книги отзывов:

«Люди науки» - это, конечно, большая неудача художника.

                                                                       Мохнаткин, к.т.н. 5.05.73. (с. 24).

 

     Групповой портрет.   

Очень трудно писать портреты,
Групповой еще трудней,
Оттого украшают мольберты
Только образы знатных людей.

Вот глядят на меня Усольцы
Вопрошающе, что скажу?
Говорю, что они счастливцы –
Я прекрасным портрет нахожу.

 Год за годом в минувшее ляжет
Ваш портрет будет жить на стене,
Поглядите – в мгновенье расскажет
О друзьях, о сегодняшнем дне.

Н. Шуман.

3.V.73. (c.18).

 

Неудачен, на мой взгляд, коллективный портрет Труфанова «Люди науки». Помню великолепные портреты шахтеров Труфанова. Тут ничего похожего. Вроде кисть та же, рука та же, а не то, Скучно. Равнодушно. Шаблонно. Да и науки ли это люди? Например, сидящий в центре - мысли не видно.

С уважением, Земель. б.д., (с. 8).

 

Об авторе:

Труфанов Михаил Павлович

 Труфанов Михаил Павлович /4675592_Tryfanoi_oval_1_ (182x223, 11Kb) Родился 22 ноября 1921, Нижние Пены, Курская губерния.

Русский советский живописец, Заслуженный художник РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, один из видных представителей ленинградской школы живописи.

В 1937-1940 годах Труфанов занимался в Одесском Художественном училище.

В 1940 был призван в Красную Армию. С первых месяцев Великой Отечественной войны  участвовал в боевых действиях.

В 1941 и 1943 годах был трижды ранен. Участвовал в боях под Киевом, На Орловско-Курской дуге.

В 1944 демобилизовался как инвалид войны в звании старшего сержанта, награжден медалями. После демобилизации вернулся к учёбе и в 1945 окончил Одесское художественное училище.

В том же году приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Леонида Овсянникова.

В 1951 году Труфанов окончил институт по мастерской профессора Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

Широкую известность Труфанову принесла картина «Горновой» (1954),  Это и другие произведения Труфанова связаны с утверждением в советской живописи 1950-х годов нового образа рабочего человека.

Эти работы, воплотившие собирательный образ доменщиков, шахтеров, сталеваров, принесли автору заслуженное признание.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Труфанов Михаил Павлович скончался 24 апреля 1988 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни.

 1320341829_bar (298x69, 6Kb) 

  

Внимание!

 

4675592_S__1_ (92x35, 5Kb) Авторские права на иллюстративную и текстовую части статьи «ИСЧЕЗНУВШАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ» защищены.  Полное или частичное их использование в любых средствах массовой информации, без письменного разрешения автора, будет рассматриваться как нарушение имущественных и авторских прав, со всеми вытекающими последствиями, в соответствии с Законодательством Российской Федерации.  

Станислав Коржов

 

1320341829_bar (298x69, 6Kb) 

 

Вернуться в раздел:

"Картинная галерея и ее создатели - 1"

  

Перейти в раздел:

"Поиск исчезнувшей Картинной галереи - 1"